РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА.
Автор многих методических пособий для педагогов В.М. Лизинский высказал непреложную истину "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить". Настоящий педагог-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование преподавательского профессионализма оказывает самообразовательная и методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:
- постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.
Если процесс образования осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятиям, выступлению, родительскому собранию, мероприятию, олимпиаде и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
- Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учащихся, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека.
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в учреждение образования, просят определить его к "лучшему" педагогу Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
- Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим педагогам!
- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием.
- Профессиональное (предмет преподавания);
- Психолого-педагогическое (ориентированное на учащихся и родителей);
- Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
- Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
- Правовое;
- Эстетическое (гуманитарное);
- Историческое;
- Иностранные языки;
- Политическое
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Охрана здоровья;
- Интересы и хобби.
Определим источники получения знаний:
- Телевидение;
- Газеты, журналы;
- Литература;
- Интернет
- Видео, аудио;
- Семинары и конференции;
- Мастер - классы;
- Мероприятия по обмену опытом;
- Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия ;
10.Курсы повышения квалификации;
Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Составляющие процесса самообразования педагога:
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
- Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
- Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
- Систематический просмотр определённых телепередач;
- Чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы
- Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
- Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
- Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
- Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала;
- Программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Результат самообразования.
В личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.
Результаты самообразования педагога отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов;
- педагогических разработок;
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. У ряда педагогов возникают некоторые трудности при выборе темы по самообразованию, при определении результатов самообразования, форм отчета по итогам самообразования, по определению формы представления достигнутых результатов.
Тема самообразования определяется, исходя из:
1) единой методической темы учреждения образования;
2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;
3) педагогического стажа;
4) уровня профессиональной компетентности педагога.
Любая деятельность бессмысленна, если в её результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. В личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок:
- результаты самообразования педагога на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно);
- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
- разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
- создание комплектов педагогических разработок;
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
К личности педагога в современных условиях предъявляются очень большие требования.
Профессиональная компетентность педагога - многоаспектное явление. В нее входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте. Способность понимать духовный мир своих учащихся и воздействовать на него, уважение и доверие к ним, широкая гуманитарная культура, высокий уровень профессионально-речевой культуры - главные качества педагога, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности. Как бы ни были эффективны педагогические советы, заседания МО, психолого-педагогические семинары, курсы, деловые игры, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают педагога на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.
Материал подобран методистом Красильниковой Т.М.
Анкета "Выявление профессиональных затруднений"
Индивидуальный план самообразования
Мы в соцсетях & RSS