О проведении открытых международных краеведческих чтений учащихся и педагогических работников учреждений образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 198-ОС от 09.04.2025

 

 

 

О проведении открытых международных краеведческих чтений учащихся и педагогических работников учреждений образования

 

Во исполнение Плана подготовки и проведения мероприятий

по празднованию 80-й годовщины освобождения Республики Беларусь

от немецко-фашистских захватчиков и 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне и в целях распространения передового опыта работы педагогических коллективов по организации краеведческой работы, формирования у подрастающего поколения гражданского сознания, активной жизненной позиции

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Учреждению образования «Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи» (Кравчук С.В.) организовать

и провести 16-17 мая 2025 года открытые международные краеведческие чтения учащихся и педагогических работников учреждений образования (далее – чтения).

2. Утвердить прилагаемые:

положение о чтениях (далее – положение);

рабочий план подготовки и проведения чтений.

3. Управлению по образованию администрации Заводского района г. Минска (Цыпылова Е.В.) обеспечить:

3.1. проведение мероприятий чтений на базе ГУО «Гимназия № 25 г. Минска имени Риммы Шершневой», в том числе их техническое сопровождение;

3.2. участие творческих коллективов ГУО «Дворец детей

и молодежи «Золак» г. Минска».

4. Начальникам управлений по образованию администраций районов г. Минска, директорам учреждений среднего специального образования:

4.1. обеспечить участие обучающихся и педагогов учреждений образования в чтениях согласно положению, утвержденному пунктом 2 приказа;

4.2. возложить ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период проведения мероприятий чтений и в пути следования на сопровождающих педагогов;

4.3. обеспечить проведение в учреждениях образования обучающего занятия с участниками чтений по соблюдению мер безопасности в пути и во время мероприятий.

5. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя председателя Борисенко Л.М.

 

Председатель М.А.Ильина

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ комитета по образованию Мингорисполкома

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении открытых международных краеведческих чтений учащихся и педагогических работников учреждений образования

 

1. Общие положения:

1.1. настоящее положение о проведении открытых краеведческих чтений учащихся и педагогических работников учреждений образования г. Минска (далее – положение) определяет цели и задачи, состав участников, порядок проведения открытых международных краеведческих чтений учащихся и педагогических работников учреждений образования (далее – чтения);

1.2. чтения проводятся среди учащихся и педагогических работников учреждений общего среднего, среднего специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, в рамках реализации Плана подготовки и проведения мероприятий по празднованию

80-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и 80-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

2. Цель и задачи чтений:

целью проведения чтений является выявление и распространение передового опыта работы педагогических коллективов по организации краеведческой работы, формированию и развитию у подрастающего поколения гражданского сознания, активной жизненной позиции, гордости за свое Отечество, малую Родину, чувства сопричастности

к прошлому и настоящему Республики Беларусь.

Поставленная цель может быть достигнута через решение следующих задач:

стимулирование творческой деятельности педагогов по организации изучения истории, культуры, истории литературы, традиций белорусского народа;

активизацию исследовательской деятельности учащихся в области краеведения;

пропаганду достижений науки, истории и культуры;

привлечение внимания общественности к изучению родного языка, национальных ремесел, обычаев, традиций, обрядов.

3. Организаторы:

комитет по образованию Мингорисполкома,

учреждение образования «Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи» (далее – центр),

управление по образованию администрации Заводского района г. Минска.

4. Участники:

участниками чтений являются отдельные учащиеся (индивидуальные работы) и педагоги (индивидуальные работы) учреждений общего среднего, среднего специального образования, дополнительного образования детей и молодежи, которые занимаются деятельностью краеведческой направленности и являются победителями районного этапа.

Открытый формат чтений дает возможность участия в них желающим из региональных учреждений образования Республики Беларусь.

Также к участию приглашаются учреждения образования Российской Федерации.

Чтения проводятся в три этапа с определением победителей и призеров:

первый этап (отборочный) – в учреждениях образования;

второй этап (отборочный) – в районах города Минска, региональных учреждениях образования Республики Беларусь, учреждениях образования Российской Федерации;

третий этап (заключительный) – на данном этапе принимают участие победители второго этапа (первые места в двух возрастных категориях в секциях 5.1–5.5).

В секции «Из опыта работы: лучшие практики в патриотическом воспитании» принимают участие не более 3 педагогов от каждого района города Минска.

Участие в секциях 5.1–5.5 проходит по двум возрастным категориям: учащиеся от 11 до 13 лет и от 14 до 18 лет.

Очередность выступлений определяется путем жеребьевки.

5. Тематика и порядок работы секций:

5.1. секция «Нам засталася спадчына»:

содержательное наполнение секции – исследовательские работы, посвященные изучению и сохранению военно-исторического наследия страны, малой родины, выявлению малоизвестных особенностей. Популяризация памятников военно-исторической архитектуры, достопримечательностей малой родины, жизненного, боевого и творческого пути наших земляков, прославивших Беларусь в годы Великой Отечественной войны;

5.2. секция «Сохраняя память поколений о войне»:

секция приурочена к 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

На секцию предоставляются исследовательские работы, раскрывающие историю освобождения г. Минска от немецко-фашистских захватчиков;

5.3. секция «Религия и культура»:

в данной секции предоставляются исследовательские работы, посвященные священнослужителям различных религиозных конфессий – участникам Великой Отечественной войны. Секция направлена на изучение роли духовенства в истории, их вклад в сохранение мира и духовных ценностей, а также на освещение историй конкретных личностей, которые олицетворяют мужество, веру и патриотизм;

5.4. секция «Минск вчера и сегодня»:

секция посвящена историко-культурному наследию столицы Беларуси, учащиеся предоставляют работы, в которых исследуется процесс восстановления города после Великой Отечественной войны, изучается история улиц, административно-территориальных районов, парков и скверов Минска.

Учащиеся анализируют, как Великая Отечественная война, повлияла на архитектурный облик города и его культурные традиции.

5.5. секция «Гасцям заўсёды рады мы»:

в секции презентуются экскурсии (обзорные, тематические)

по экспозициям музеев (музейным экспозициям) учреждений образования, а также экскурсионные маршруты, разработанные учащимися на иностранных языках, по памятным местам г. Минска, связанным с событиями Великой Отечественной войны;

5.6. секция «Из опыта работы: лучшие практики в патриотическом воспитании»: представление педагогами учреждений образования опыта краеведческой работы военно-патриотической направленности.

В рамках чтений будет организована выставка «Краеведение: многогранность подходов, безграничность идей», отражающая направления секций 5.1.–5.6.

6. Время и место проведения:

чтения будут проходить в очной форме 17 мая 2025 года*.

Начало пленарного заседания в 10.00.

В случае изменения сроков проведения чтений участники будут проинформированы дополнительно.

Место проведения: государственное учреждение образования «Гимназия № 25 г. Минска имени Риммы Шершневой».

7. Порядок организации и проведения краеведческих чтений:

для организации и проведения чтений создается оргкомитет, который определяет порядок их проведения, содержание мероприятий в каждой

из секций, обеспечивает условия проведения, организует работу жюри, подводит итоги чтений.

Чтения открываются торжественным заседанием (продолжительность до 60 минут). Далее работа организуется по секциям.

О графике работы секций участники будут проинформированы дополнительно.

Участники мероприятия обеспечиваются мультимедийной аппаратурой для выступления.

8. Защита и критерии оценки работы (для секций 5.1–5.6):

защита работы начинается с ее представления. Автор выступает с докладом, основная цель которого – изложение результатов проведенного исследования.

В ходе выступления необходимо отразить: название и актуальность выбранной темы, основную цель и задачи исследования, используемую литературу, основную часть работы, результаты.

Для сопровождения докладов выполняется компьютерная презентация в программе PowerPoint или видеофильм в формате AVI.

Не рекомендуется использование анимационных эффектов. Презентация должна иллюстрировать основные положения работы, а не дублировать ее основной текст.

Ответы на возможные вопросы жюри, поставленные в пределах темы работы, завершают процедуру ее защиты.

После проведения защиты всех работ жюри оценивает каждую работу по следующим критериям:

соответствие условиям;

полнота представленного материала, актуальность, содержательность;

степень самостоятельной исследовательской работы;

эффективное и грамотное использование иллюстративных средств;

культурно-просветительная деятельность;

качество ответов на вопросы (эрудиция);

соблюдение регламента выступления (до 7 минут);

грамотность устной речи, культура оформления письменных работ.

Каждый член жюри оценивает работу и выступление каждого участника, в соответствии с критериями, и заполняет оценочный лист. Оценки членов жюри суммируются по каждому участнику и подводятся итоги.

Защита работ представителей региональных учреждений образования Республики Беларусь, учреждений образования Российской Федерации будет проходить в онлайн формате. Ссылки для подключения участников чтений, информация о дате и времени подключения будут направлены в учреждения образования дополнительно.

Члены жюри не оценивают выступления участников в секции 5.6.

9. Подведение итогов и награждение:

по итогам оценки работ каждой секции жюри определяет победителей с учетом возрастной категории – первое, второе и третье призовые места.

Жюри чтений оставляют за собой право не обсуждать принятые ими решения.

Победители чтений награждаются дипломами комитета

по образованию Мингорисполкома и памятными призами. Участники выставки «Краеведение: многогранность подходов, безграничность идей», педагоги, участники секции «Из опыта работы: лучшие практики в патриотическом воспитании», а также участники чтений, не занявшие призовые места, получают сертификаты участников.

О дате и месте церемонии награждения победителей и призеров чтений будет сообщено дополнительно.

10. Финансирование:

расходы на проведение чтений (приобретение призов и дипломов) осуществляются из средств, выделенных на проведение централизованных мероприятий на 2025 год.

11. Порядок и сроки подачи заявок и работ:

для участия в чтениях управления по образованию администраций районов г. Минска представляют общую заявку от района на участие учреждений образования по прилагаемой форме.

Для участия в секции 5.5 в заявке обязательно указывается, на каком иностранном языке будет представлена работа.

Учреждения среднего специального образования представляют общую заявку на участие по прилагаемой форме (один участник в одной секции).

Формируется общий архив с конкурсными работами учреждений образования. Архив должен носить имя с названием района, либо название учреждения среднего специального образования. Внутри архива должны находиться папки с названием секции в каждой возрастной категории.

В содержание папки участника конкурса входят:

исследовательская работа с соблюдением правил оформления. Работы, заявленные для участия в секции «Гасцям заўсёды рады мы», представляются в печатном варианте на трех языках

(на иностранном, русском и белорусском);

тезисы (заголовок текста тезисов печатается жирным прописным шрифтом Times New Roman 12 пунктов и форматируется по центру листа; точка в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится; фамилия и имя автора (указываются полностью), школа, класс, фамилия научного руководителя (учителя) печатаются по образцу шрифтом

Times New Roman 12 пунктов и форматируется по центру);

компьютерная презентация в программе PowerPoint или видеофильм в формате AVI.

Исследовательскую работу в печатном варианте участник чтений представляет жюри непосредственно перед началом работы секции.

Структура исследовательской работы.

Работа должна быть построена по определенной структуре, которая является общепринятой для научных трудов, основными элементами которой являются титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложения.

На титульном листе исследовательской работы указывается:

управление по образованию административного района города Минска,

учреждение образования,

название конкурса, секции, название темы,

фамилия, имя, отчество автора, полное количество лет, класс (группа, объединение по интересам), имя руководителя, его должность, ученая степень (если таковая имеется),

год выполнения работы.

Титульный лист прилагается в двух экземплярах на русском и белорусском языках.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся пункты работы с указанием страниц.

Введение. Здесь обычно обосновываются в краткой форме актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов.

В главах основной части исследовательской работы подробно рассматриваются методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно соответствовать теме исследовательской работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал.

Заключение. Эта часть работы играет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования. Заключительная часть предполагает наличие итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать,

в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены.

Список использованной литературы. Ссылки и список оформлять согласно требованиям ВАК.

Приложение.

Требования к оформлению текста исследовательской работы.

Текст исследовательской работы должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А4 шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал 1,5 строки. Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Контуры полей не наносятся.

Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Точка в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Введение, каждая глава, заключение, приложения, список использованной литературы начинаются с новой страницы. Наименования частей работы должны полностью отвечать содержанию излагаемого

в них материала.

При перечислении элементов, признаков, группировок и т.п. применяется метод рубрикации текста. Для этого используются дефисы, цифры, буквенные обозначения или символы.

Первой страницей является титульный лист. Он оформляется

по установленному образцу. После титульного листа размещается содержание, которое оформляется по окончании работы. Оно включает

в себя наименование глав и параграфов с указанием страниц всех частей работы, в той последовательности, в которой они расположены. Перед названием глав, параграфов, пунктов ставятся их номера (арабскими цифрами). Номера и наименования параграфов (пунктов) сдвигаются

по отношению к наименованию главы (параграфа) вправо на 2 см.

Нумерация страниц начинается с титульного листа, является сплошной и проставляется арабскими цифрами. Титульный лист при этом не нумеруется. Иллюстрации, таблицы, располагаются в разделе Приложения. Листы большого формата, как правило, помещаются

в приложениях. Номера страницы проставляться вверху страницы.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см.

Заявки и конкурсные работы, участвующие в секциях, от районов принимаются до 21 апреля 2025 года по электронной почте:

mgtec@minskedu.gov.by с пометкой в теме письма «Краеведческие чтения-2025».

Отсутствие предварительной заявки и конкурсной работы или их направление позже назначенного срока исключает возможность участия кандидата в чтениях.

Дополнительную информацию о проведении чтений можно получить в отделе краеведения центра: 8 (017) 352 08 48.

 

Приложение

к Положению о проведении открытых международных краеведческих чтений учащихся и педагогических работников учреждений образования

 

 

 

ЗАЯВКА (учащиеся)

на участие в открытых международных краеведческих чтениях

учащихся и педагогических работников

 

Учреждение образования __________________________________________

_________________________________________________________________

      (наименование)

направляет для участия в чтениях следующих учащихся:

Секция

(согласно Положению) Фамилия, имя, возраст участника Учреждение образования Название работы ФИО педагога, контактный телефон

 

 

Ответственный за составление заявки ____________________ /Ф.И.О. /

м.п.

 

УТВЕРЖДЕНО

приказ комитета по образованию

Мингорисполкома

 

 

 

Рабочий план

подготовки и проведения открытых международных краеведческих чтений учащихся и педагогических работников учреждений образования

 

№ п/п Содержание работы Сроки Ответственные

1. Обеспечение решения организационно-технических вопросов, связанных с подготовкой и проведением чтений. Определение состава и организация работы оргкомитета, жюри

 до 18.04.2025 Учреждение образования «Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодежи» (далее – центр),

управления по образованию администраций районов г. Минска

 

2. Разработка программы мероприятия

 до 28.04.2025 Центр

3. Проведение чтений, организация работы жюри, подведение итогов

 17.05.2025 Центр

4. Техническое обеспечение мероприятий (мультимедиа, микрофоны и т.д.)

 17.05.2025 Центр, управление по образованию администрации Заводского района г. Минска

5. Проведение церемонии награждения

 23.05.2025 Центр

6. Обеспечение участия творческих коллективов

 до 17.05.2025 Центр, управления по образованию администраций района г. Минска

7. Освещение мероприятия в средствах массовой информации

 до 23.05.2025 Центр, управления по образованию администраций района г. Минска

 

* Обращаем Ваше внимание, что чтения будут проходить 16 мая 2025 года (начало пленарного заседания в 15.00) и 17 мая 2025 года (начало работы секций в 10.00). График работы секций будет выслан дополнительно.

 

поделиться в: